Translate

среда, 17 декабря 2014 г.

Когда на нашей планете существовал рай?


В мифах и легендах древности описывается удивительный период в истории нашей планеты, когда на земле фактически царил рай. На севере росли пальмы, львы были травоядными и на разных континентах обитали странные существа. Изучив множество источников, Александр Колтыпин, кандидат геолого-минералогических наук, пришёл к выводу, что такое было возможно около 34-35 млн лет назад. Именно тогда условия жизни совпадали с зафиксированными в преданиях фактах.

Вся Земля была раем, приблизительно, как на этой фотографии

вторник, 16 декабря 2014 г.

В Русском географическом обществе презентовали книгу «Неизвестная Молдавия»





В понедельник 15 декабря в рамках заседания Комиссии рекреационной географии и туризма Московского городского отделения Русского географического общества прошла презентация книги «Неизвестная Молдавия». К сожалению, на презентации было только пару книг.  Экземпляр взяли в библиотеку Института Сервантеса в Москве.

Представлял книгу кандидат географических наук, научный сотрудник Института географии Российской академии наук Андрей Артёмович Герцен. Большое ему спасибо за это! 

Кстати, мне многие пишут из Москвы с просьбой выслать книгу. Может уже пора её издать в Москве?

четверг, 11 декабря 2014 г.

Драконы, готы и даки



Оказывается, т. н. дакийские флаги в виде драконов до сих пор сохранились в Скандинавии, где когда-то жили готы. Напомню, что готы создали своё государство в Дакии в III веке, а может быть и раньше. Одну из областей Готии готы назвали Молдавией (что означает – Страна плодородных речных долин). А теперь полюбуйтесь на древнего дакийского (на самом деле, вероятно, готского) и современного скандинавского драконов. Более широко тема о готах и даках представлена в статье Готские шлемы, щиты и драконы на колонне Траяна, внешний вид даков.


Валькирия с драконом (современная фантазия)
Дракон даков на Траяновой колонне
Реконструкция дакийского флага в виде дракона


Дракон в руках шведской (готской) девушки в наше время
Фантазии на тему драконов
Скандинавский дракон (современная реконструкция древнего флага)
Скандинавские драконы-дракары (реконструкция)
Современная реконструкция скандинавского дракона-дракара
 



 Музыка под настроение








пятница, 5 декабря 2014 г.

Евгений Паскарь: «Древними предками молдаван были коренные жители Италии, а не римские колонисты в Дакии»






- Вы предложили новую трактовку происхождения слов «Молдавия» и «молдаване». Расскажите об этом нашим читателям.

– Топоним Молдавия широко распространён в Европе с древнейших времён. Первое известное сегодня свидетельство о топониме Молдавия применительно к стране, относится к 1086 году – о провинции Молдавия в Богемии сообщает итальянский историк XVI века Ганнибал Россели.

Исследования европейских книг XV–XVI веков о Молдавии, а также других источников привели меня к выводу о готском или древнегерманском происхождении топонима Молдавия. На это ясно указывают факты: 1) древняя история нашего края, где более 150 лет существовало готское государство, 2) древнегерманские топонимы в «сердце» средневековой Молдавии – река Молда, название столицы молдавского княжества Сочава – Цвиккау и др., 3) сохранившееся в готском словаре И.Кёблера слово Mulda (старое немецкое название Молдавии Muldau) – земля и другие слова.

Я не первый, кто предложил готскую трактовку топонима Молдавия. Другое дело, что мне удалось представить более убедительное объяснение готскому происхождению топонима, от которого происходит название нашей страны.

В современном немецком языке у слова Mulde (другая форма – Mulda – сохранилась в готском словаре) несколько значений, среди которых: лощина, впадина, углубление. Суффикс –ava – безусловно, река < от готского –ava < –ahva –  вода, река. Также обратим внимание, что старое немецкое слово Au или Aue определяет местность, окруженную водой, обильно орошаемую реками. В немецком языке слово Aue (в староверхненемецком произносится как ouw[i]a, в средневерхненемецком как ouwe) переводится – пойма, луг, долина. Объединив слова mulde (в значении лощина) и aue, получим Muldau, в переводе с немецкого – Молдавия, что означает край (земля) речных (пойменных) долин (лощин).

В готском словаре Герхарда Кёблера  сохранились слова: mulda и muldeins. Согласно Кёблеру, готское слово Mulda имеет несколько схожих между собой значений. Одно из значений слова Mulda – «земля» (сравните древнегерманское muldan – земля, страна).

Укажу ещё на один любопытный факт, который дополнительно подтверждает германский след в названии Молдавия. Изучая названия городов в европейских изданиях XV–XVII веков, я обратил  внимание на форму написания названий городов Сучава и Цвиккау в Германии.

У Melchior Adam в книге «Vitae Germanorum philosophorum», название города Цвиккау – Zuiccauia. У Jacques Auguste de Thou в «Historiarum sui temporis» такая же форма написания названия города Цвиккау – Zuiccauia.

Но Zuiccauia – это также одна из форм написания города Сучава в средневековом Молдавском княжестве. Например, у А. Бухгольцера название города Сучава написано в форме Zuiccaviae. Сравните Zuiccaviae (Сучава) и Zuiccauia (Цвиккау).  Поразителен и другой факт. Город Цвиккау расположен на берегах реки Молдавия.

Теперь объясню появление топонима Молдавия в Карпато-Днестровье.

Молдавией назвали часть Карпато-Днестровского региона готы. Открытым остаётся вопрос, когда это произошло? Напрашиваются две версии.

Согласно первой, древние германцы зафиксировали названия Молдавий в Карпато-Днестровье и Центральной Европе ещё до заселения Скандинавии, когда они только пришли в Центральную Европу с востока из страны своих божественных предков Великой Холодной Свитьод под руководством Одина.

По второй версии, готы оставили названия Молдавий в Европе, когда переселились из Готии в Готисканзу (прибрежные территории от устья Вислы до Эльбы), а оттуда в Ойум.

Молдавия (в бассейнах Сирета и Молдавы) была частью задунайской левобережной Дакии и страны Ойум (от Тисы до Днепра или до Дона), которую заселили готы и другие союзные им племена после исхода из мест прежнего проживания (Готисканзы). Столица готов, вероятно, находилась на территории современной Молдавии – в Старом Орхее.

В любом случае, не вызывает никаких сомнений, что топонимы Mulda, Moldaue, Moldau, Moldaw, Molda, Moldauia и т.д. в Карпато-Днестровье появились задолго до основания средневекового Молдавского княжества и содержат в себе древнегерманские корни.

 - Территория Молдовы некогда входила в состав государства готов, пишут о том, что Траяновы валы построены готами, а не Траяном. Исследуют ли сейчас молдавские историки готскую составляющую молдавской истории?

- Действительно, Молдавия долгое время (возможно, ещё с I века н.э.) входила в состав готского государства. А на территории современной Республики Молдова, вероятно, была одна из её столиц в Старом Орхее (Археймар).

Я согласен с теми, кто считает, что т. н. «Траяновы валы» – это на самом деле оборонительные укрепления, построенные готами. О строительстве стены против гуннов как раз на месте «Траяновых валов» рассказывает историк IV века Аммиан Марцеллин. Он пишет о том, что король готов Атанарих, ошеломлённый натиском гуннов (которые перешли Днестр с востока) стал воздвигать высокие стены от берегов Прута до Дуная. Атанарих полагал, что основательно соорудив это прикрытие, он обеспечит себе полную безопасность и спокойствие.

Я и мои единомышленники, конечно, изучаем готский период истории Молдавии. Надеюсь, после публикации книги «Неизвестная Молдавия», интерес к готам в Молдавии будет только увеличиваться.

Сейчас я собираю материал для сценария, мечтаю снять фильм о древнейшей истории Молдавии. Меня вдохновляют образы кинотрилогии «Властелин колец» Питера Джексона. Именно так мне сейчас представляется флёр событий легендарной истории, изложенной в «Старшей Эдде» и, возможно, тесно связанной с древней Молдавией. Скандинавский эпос – один из литературных источников, помогающих реконструировать незаслуженно «забытую» у нас таинственную древнюю историю нашей страны.

- Расскажите о вашей теории вольсков как предшественников молдаван. Как шло путешествие вольсков к нашим местам?

- О том, что предками валахов, заселивших Молдавию, были вольски – коренные жители Италийского царства, сообщил польский историк XV века Ян Длугош.

Вольски жили в центральных областях Апеннинского полуострова (современные области Кампания и Лацио в Италии) ещё до того, как был основан Рим на Тибре. Вели войны не только с прибывшими сюда троянцами под предводительством Энея, но впоследствии и с римлянами, потомками троянцев и латинов. В конце концов, земли и города вольсков были завоёваны римлянами, а сами вольски или их значительная часть, вероятно, стали на своей родине изгнанниками и были вынуждены уйти в другие края. Начало исхода вольсков из области Кампания, возможно, относится к концу IV века до н.э.

Так получилось, что первое издание книги Длугоша «Cracoviensis historiae Polonicae» в 1615 году было запрещено королём Сигизмундом III и изъято. Следы этой книги теряются в неизвестности. И только спустя почти сто лет в 1712 году в Лейпциге вновь печатают его книгу. Правда, к тому времени уже сложилась в общих чертах «автохтонная» теория этногенеза предков молдаван от римских колонистов в римской провинции Дакия. Поэтому сведения Длугоша о вольсках шли вразрез с веяньем времени и не афишировались, хотя, на них и обращали внимание. Спустя 300 лет после публикации «Cracoviensis historiae Polonicae», сведения о вольсках заинтересовали меня.  

Оказывается, сведения о том, что древними предками молдаван были коренные жители Италии (а вовсе не римские колонисты в Дакии), подтверждаются и другими источниками, о чём более подробно вы узнаете в книге «Неизвестная Молдавия».

Но главным источником, подтверждающим италийское происхождение предков молдаван, являются сведения древней молдавской летописи «Сказание вкратце о молдавскых господарех отколе начася Молдовскаа земля».

Эта летопись начинается словами: «От града Виницеи приидоша два брата: Роман да Влахата, во християнстей вере сущи избегоша от гонения еретик на христиан и придоша в место, нарицаемое Старый Рим, и создаша себе град по имени своему, Роман, изживше лета, они и род их, доколе отлучися Формос папа от православия в латинство».

Очевидно, что предки молдаван переселились из Венеции (т. е. из Италии!) в «место, нарицаемое Старый Рим», т. е., согласно моей реконструкции, на территорию современной Болгарии и Сербии. Переселение произошло после 568 года, когда лангобарды захватили область Венеция, где жили волохи–вольски. В Старом Риме – Болгарии и Сербии – предки молдаван (их называют влахами, волохами, валахами и т. д.) жили как минимум до времени, когда Формоз был папой Римским (891–896 годы).

Приблизительно в 1242 году король Венгрии просит предков молдаван, названных в «Сказании» «старыми римлянами» (по месту их жительства) помощь в борьбе с татарами. Обещает им земли в своём королевстве. В конце концов «старые римляне» массово переселяются из Болгарии и Сербии (Старого Рима) в Крижу (Кришана) и Мармаруссию (Марамуреш) – области в Трансильвании, а спустя несколько десятков лет переселяются в Молдавию (сначала в междуречье Сирета и Молдавы) где основывают своё государство не позже 1290 года и становятся молдаванами. Вспомним, о чём писал Мирон Костин: «Драгош потом превратил в молдаван влахов».

- Почему академия наук отказывается комментировать версию происхождения молдаван от вольсков?

- Знаете, авторы книги «История Румынии» (Поп и Болован), не в силах доказать непрерывность пребывания в римской провинции Дакии «дако-римлян», полемизируя с венгерскими и австрийскими историками, пишут: «Однако не стоит бросать вызов здравому смыслу, доказывая, что романский народ, в два раза более многочисленный, чем его соседи иного этнолингвистического происхождения (т. е. венгры, - Е. П.), лишь благодаря случайному совпадению, оказался на территории бывшей римской провинции, где некогда обитало значительное романизированное население, и что он якобы не имеет с этим населением никакой прямой связи. Желающие научно обосновать подобный абсурд вольны в своих действиях. Но разве долг румынских учёных не обязывает нас доказать абсурдность абсурда?».

Иными словами, теории и гипотезы, противоречащие выводам «румынских учёных» румынскими историками объявлены абсурдом. Такие установки, согласитесь, к науке никакого отношения не имеют.

- Трактовка истории даков сегодня в Молдове – нечто не из области исторической науки, а из области религии. Между тем не все и не всегда верили в то, что молдаване/румыны произошли от даков. Вы приводите цитату из Кантемира, который указывает на то, что многие его современники считают даков славянами. Можно ли надеяться на то, что историки когда-нибудь найдут документальные подтверждения своих теорий о даках?

- Я не открою секрет для тех, кто в курсе: многие историки эпохи Возрождения считали, что даки времён императора Траяна – это славянские и готские племена.

К славянам причислял даков, например, Мавро Орбини. А дипломат римского императора Рудольфа II Саломон Швейгер в книге «Ein newe Reyßbeschreibung auß Teutschland Nach Constantinopel und Jerusalem», вышедшей в 1608 году, утверждает, что «сербы, болгары, рашане (Rascians), происходят от древних германских племен Даков». В славянских корнях даков не сомневался, например, А. Д.Чертков. Сегодня многие историки считают, что дакийские племена костобоков, карпов, таврисков и др., о которых упоминал в Дакии ещё во II в. н. э. Клавдий Птолемей – это праславяне. Богатая славянская и готская (древнегерманская) топонимика, сохранившаяся в Румынии и Молдавии (напомню, что слово Молдавия – готского происхождения), – яркое подтверждение славяно-готской этнической принадлежности древних даков.

Источник:  Молдавские Ведомости

вторник, 25 ноября 2014 г.

суббота, 4 октября 2014 г.

Готские шлемы, щиты и драконы на колонне Траяна, внешний вид даков


(обновлено 1 ноября 2015 года)
Немецкий историк Конрад Цихориус собрал и опубликовал все фрагменты колонны Траяна. Благодаря Цихориусу и возможностям интернета мы уже сами, без подсказок и интерпретаций, изучим вооружение и внешний вид даков и римлян начала II века.


Шлемы и щиты
рис. 1



Фрагмент колонны Траяна LXXVIII (рис. 1).  Сразу обращу ваше внимание на дакийские шлемы, щиты и драконов. Начнём со шлемов. Шлемы, изображённые на колонне Траяна, так сильно напоминают шлемы готов, что хочется крикнуть: «Да это же готские шлемы!». Посмотрите на фотографии готского и лангобардского шлемов (на самом деле, это, вероятно, один и тот же тип шлема – готский) и сравните их с дакийским шлемом на колонне Траяна (рис. 2 и рис. 3).

 
рис. 2

рис. 3

Единственное различие между готским и дакийским шлемом в том, что у готского шлема на фотографии нет боковых щитков, защищающих часть лица воина (от височной части до нижней челюсти).  Эти боковые щитки, надо полагать,  были дополнительной пристёгивающейся частью шлема из менее прочного материала, который мог не сохраниться до наших дней. На рисунке 3А мы видим готский шлем с боковыми щитками.

Рис. 3A. Gothic helmet from the battlefield of Tolbiacum, the shell is of iron, with decorative gilded copper skinning. 5th century A. D (Опубликовано Pablo Bertran в Pinterest).
Далее (на рис. 1) смотрим на щиты даков – у них характерная овальная форма.  Именно такая форма щита (точнее, его части) изображена на рисунке готского воина в книге Иордана «De rebus Gothorum», изданной в 1515 году (рис. 4).

рис. 4
Вероятно, автор рисунка был современником книги, но нарисовал щит готского воина именно овальным, а не круглым или каким-то ещё.

Отмечу, что на этом рисунке шлем готского воина, который по своей форме и конструкции (пристёгивающиеся боковые щитки) также напоминает шлем на колонне Траяна.

Напрашивается два вывода, лежащих на поверхности: либо готы и были даками, либо готы позаимствовали броню и символику (вспомним похожих друг на друга орлов/соколов на гетском кубке IV в. до н. э., на дакийском шлеме V в. н. э. и готских орлов/соколов в виде фибул V в.) у гетов и даков, уцелевших после завоевания и колонизации Дакии.

Драконы
Драконы в символике даков интересная тема. Дакийские драконы несколько необычны: короткое змеиное тело и волчья голова (рис. 5).
 
рис. 5

Любопытное сообщение о дакийских драконах нашёл на сайте Гнездо драконов. «Дакийские драконы, старейшие знамёна даков, представляли собой бронзовую волчью голову с открытой пастью и заканчивающуюся змеиным телом дракона из льняных полос. Они водружались на древки и держались во время скачки, что порождало свист от воздуха, проходящего через волчью пасть. Эти знамёна были заимствованы у сарматов и алан, конных степных воинов… На колонне Траяна дакийские воины часто представлены с драконьими знамёнами. Только одна копия была найдена в Германии (возможно, это трофей римлян, взятый у даков). После Дакийских войн драконы были заимствованы римской кавалерией».

 Вот такая любопытная история: "эти знамёна были заимствованы у сарматов и алан...". Так может даки не заимствовали, а БЫЛИ этими самыми сарматами. Это предположение подтверждается известным фактом - римский император Марк Аврелий (правил с 161 по 180 гг.) хотел переименовать Дакию в Сарматию ("Неизвестная Молдавия", с. 157). Остаётся выяснить, кого называли сарматами римляне времён императора Марка Аврелия. Я склонен думать, что это были те, кого в VI в. Прокопий Кесарийский и Иордан называли славянами. Вероятно прав был польский историк XVI века М. Стрийковский, который сообщал: "Асармат. Сарматы. Другой его потомок Асармот, сын Иоктана, внук Евара, правнук Салы, пращур Арфаксада, который был сыном Сима, основал и размножил великие и обширные народы Асармотов (Asarmoty), названные от своего имени, которых потом с течением и сменой времен различные историки именовали Сарматами. И под этим именем у историков объединены некоторые скифские народы и все наши предки: Москва, Поляки, Русаки, Поморяне, Волынцы, Литва, Жмудь и т. д." (Sarmatiae Europeae descriptio, 1578).

 Вернёмся к нашим драконам. Отмечу, что головы дакийских драконов напоминают головы драконов на скандинавских драккарах – боевых кораблях викингов (рис. 6).

Рис. 6


Собственно, драккар и был короблём-драконом. Эти головы драконов, вероятно, призваны были отгонять злых духов, устрашать врагов и успокаивать нервы и вселять уверенность своим. К тому же, волки – а у дакийского дракона, напомню, волчья пасть – верные спутники Одина в скандинавской мифологии.


Обнаружив связь между дакийскими и готскими драконами, зададимся ещё раз вопросами: 1) Не являются ли готы собственно теми, кого римляне называли даками? 2) Может быть, готы были одним из тех племён, проживавших в Дакии, до того, как они её полностью покорили в 255 году? Например, К. Птолемей, перечисливший имена всех племен, проживавших в середине II века н. э. в Дакии, указал среди них и некий этнос Cotensij. Может быть, Cotensij – это слегка искажённый этноним Gothi (Готы)?

3) Заимствовали ли готы броню и символику у даков, уцелевших после завоевания и колонизации римлянами Дакии?

Внешний вид Даков на колонне Траяна

рис. 7

Фрагмент CXLV (рис. 7). Здесь мы видим, как римские всадники повергают дакийских воинов. Щиты римлян и даков похожи – одинаковая овальная форма. Даки одеты в какую-то тунику, застёгнутую поясом, на ногах штаны – вспомнились шаровары у Овидия:
                       «Рядом гетов орда, в шаровары одетые скифы».

Внешний вид даков чётко прорисован: лица славяно-германского типа, борода средней длинны и волосы средней длины, постриженные горшком. На следующих фрагментах (рис. 8, 9) колонны Траяна у даков нос картошкой и характерные стрижки. Ба, знакомые всё лица. Да, запомните флаг дракона на рис. 8.


О нём пойдёт речь в другой теме.


рис. 8





рис. 9