Translate

вторник, 31 декабря 2019 г.

Фракийская загадка Молдавии

Золотая погребальная маска, найденная во Фракии. V век до н.э. Археологический музей в Софии. Сентябрь, 2019 г.

Часть 1 
Восточная и Западная Молдавия
К дальней поездке все подготовлено. Мы отправляемся к северному побережью Эгейского моря на полуостров Кассандра – родину богов-гигантов, а также посетим прекрасный полуостров Ситония, прогуляемся по руинам Олинфоса, прикоснемся к общим смыслам древних легенд и символов. Но прежде нам предстоит не менее увлекательный вояж по стране секеев, Бурценленду, Мезии, Арии и другим удивительным странам, скрытым от нас покровом времени. Совсем немного приоткроем волшебную дверь в многомерный мир пространства и времени, где причудливо пересекается прошлое и настоящее.
31 августа в пять часов утра, проехав мост через реку Прут и контрольно-пропускной путь в Албице, мы оказались в Западной Молдавии, дальше наш путь лежит в страну Секеев, которая находится в Юго-Восточной Трансильвании. Со времен создания Молдавского княжества и до сего дня река Прут разделяет Молдавию на две части – восточную – современную Республику Молдова и Западную, простирающуюся до Трансильвании. От Кишинева до реки Сирет у села Космешты, ландшафт приблизительно одинаковый – приятные холмы, ухоженные поля, то тут, то там, леса и лесочки; на некоторых участках дороги села – одно за другим, как ягоды на веточке. К западу от Сирета начинаются предгорья Карпат.


Карпаты открылись перед нами во всей своей величественной и торжественной красоте. Бескрайние сосновые леса, горные пики, ущелья и долины, быстрые реки и речушки, сверкающие в лучах августовского солнца, мосты, пасущиеся коровы и овцы на лужайках, в селах не рассеявшаяся еще с утра дымка от сожженных листьев, серпантины дорог, изгибающихся по горным склонам, пронзительное синие небо, по которому плывут словно корабли по морю куда-то в далекие края редкие белые облака. 

Это молдавские Карпаты. Останавливаемся в селе с прекрасным славянским названием Лепша, т.е. Красивое. И это правильное название – кругом красота необыкновенная, село находится у реки, в узкой долинке между горными вершинами. 

Вот такой симпатичненький домик в селе Лепша

Здесь прямо на обочине дороги расположен небольшой рынок, где торгуют аутентичными товарами. Мы с удовольствием рассматривали что же продают местные молдаване. Товары предназначены, прежде всего, для туристов: национальные ковры, отороченный заячьим мехом кацавейки, овечьи шкуры, шерстяная домашняя обувь, носки, глиняная посуда, разнообразные изделия из дерева, главным образом для кухни, сувениры и т.д. Ну и конечно же овечья брынза – как же без неё? Pastrama de Oaie, Branza de burduf, Cas de oaie.



      Подкрепившись кофе и шоколадом, мы едем дальше. Вскоре подъезжаем к границе молдавского жудеца (области) Вранча и трансильванской области Ковасна. В этом месте установлен специальный указатель или обелиск, на котором красуются названия трех средневековых княжеств: Moldova, Trаnsilvania, Muntenia. В этом месте соединяются границы трех княжеств.


По случаю хотелось бы немного рассказать о границах исторической Молдавии. Задолго до основания государства, территория древней Молдавии была западным рубежом Скифии, т.е. ее непосредственной частью. 

Иллюстрация фрагмента карты Дюваля 1665 г., где изображена западная Скифия по описанию Геродота
Во времена римского завоевания Дакии, Пруто-Днестровское междуречье известно под двумя названиями – Нижняя Мёзия и Дакия. Такой вывод следует из труда Клавдия Птолемея (100–170 гг. н.э.) «География», в котором он описывает координаты стран, городов, рек, перечисляет народы мира. Естественной северо-восточной границей Дакии и Нижней Мезии была река Тирас (современный Днестр) и Понт Эвксинский (Черное море). Таким образом, территория будущей Республики Молдова во II в. н.э. была частью Дакии и Нижней Мезии, а граница между ними проходила, оценочно, по линии от современной Варницы на Днестре до города Рени на Пруте. 

Фрагмент карты Nona Tabula по описанию К.Птолемея.  Карта опубликована в 1476 г. Как хорошо видно между Днестром (Tyras), Прутом (Hierasus) и Нижнем Дунаем (Ister) отмечена Нижняя Мезия (Mysia Inferior).
Иначе говоря, территория исторической Бессарабии (Буджака) относилась к Нижней Мезии, а Кодры и области к северу от них – к северо-восточным окраинам Дакии. Как долго сохранялось римское присутствие в Восточной Молдавии и было ли оно вообще – вопрос дискуссионный.
Изучавшие Птолемея картографы, географы, историки по-разному определяли указанные им координаты, поэтому существуют различные интерпретации точного местонахождения городов и областей расселения племен, о которых рассказал александрийский ученый. Но большинство, на мой взгляд, весьма справедливо, отмечали, что на территории древней Молдавии и Бессарабии в I в. до н.э. – II в. н.э. жили геты, бритолаги, арпы (карпы), кавконы и некоторые другие.
К северу от Нижнего Дуная римские источники упоминают страну готов, т.е. Готию, в 70-х годах II века н.э. На территории всей Молдавии, Угровлахии и Трансильвании на протяжении как минимум более двухсот лет (с середины II века н.э. до ок. 370 года), существовало готское государство Везеготов, в котором жили в т.ч. славянские, германские, кельтские племена, обосновавшиеся здесь задолго до образования готского государства. Северной границей страны Везеготов был Днестр, а к востоку располагались владения Остроготов. От готов страна и получила свое название – Молдау, по-латински – Молдавия.

СТРАНА СЕКЕЕВ
Скоро западные границы Молдавии, дальше – Трансильвания. Крутые горные хребты укрыты дремучими хвойными лесами, где водятся волки, олени, косули, медведи и многие другие животные. Останавливаемся на привал в Национальном парке Путна-Вранча. В царстве высоких и стройных сосен сегодня тихо, воздух наполнен хвойным ароматом. 


Вранча – как много в этом слове. Отсюда трясет всю Молдавию и окрестности, так как в этих местах под землей находится эпицентр многих землетрясений. В царстве Аида скучают души умерших грешников. Шутка. По серпантину спускаемся с гор в долину. Замечаем, как у самой дороги под присмотром пастуха идет отара жующих траву овец. 


Значит рядом находится село. Между молдавскими и секейскими селами есть некоторые различия, и заметны они, прежде всего, в архитектуре домов и церквей. Но сам уклад сельской жизни – одинаковый.

Kézdivásárhely – столица народа секеев
В городе праздник! На улицах развернуты многочисленные палатки, развешены флаги и украшения: в одном квартале готовят блюда национальной кухни, в другом организована выставка народных умельцев, на центральной площади полным ходом идет подготовка сцены, где скоро начнется концерт. Звонят колокола.




Люди по-праздничному возбуждены, светятся улыбками. В общем, атмосфера вокруг торжественная, оживленная, с другой стороны, по-домашнему уютно и спокойно. В основном слышна венгерская речь.
Повара готовят национальную еду, в которой много мясных блюд. Есть и местная мамалыга. Запахи от всей этой народной кулинарии разносятся потрясающие. Впрочем, не хлебом единым балуют горожан. Есть и спортивно-культурная программа.
Больше всего меня удивил хоккей на асфальте, так мы играли в детстве! На одной из центральных улиц на самодельной площадке две детские команды с азартом сражались за кубок! Спортивное состязание собрало и толпу зрителей – и это летом, 31 августа при почти тридцатиградусной жаре. Трансильвания, страна секеев, хоккей – не фантастический ли это сон? Положительных эмоций хоть отбавляй.


В другом квартале неспешно шла торговля ремесленными товарами, народной одеждой, тканями, сувенирами и т.д.  





 
Кто эти Секеи?
Секеи (по-латински Siculi, а по-немецки Szekler) в XII—XIII вв. жили общинным строем, сохраняя свои свободы. Поселения секеев возникли сначала в западных районах Трансильвании. В начале XIII в. секеи обосновались в юго–восточной Трансильвании, которая считалась королевским доменом. Заселенные секеями территории составили несколько округов. Короли Венгрии обращались за помощью к секеям для охраны границ. Отряды из легкой кавалерии секеев постоянно участвовали в королевских походах. Управлялась земля секеев особым королевским чиновником – ишпаном. Остальных должностных лиц выбирала секейская община. Секеи платили королю лишь налог волами и несли военную службу. Королевская власть не покушалась на их свободы и привилегии.  Существуют разные точки зрения по вопросу об этнической принадлежности секеев, но используют они венгерский язык.   
До свидания, Кездивашархей! Удовлетворив свое любопытство, мы покидаем прекрасный городок с чудным названием Kézdivásárhely (он же по-молдавски Тыргу Секуеск, а по-немецки – Sekler-Neumarkt) и отправляемся дальше, в Бурценленд (иначе - Бурцеленд) и его столицу Кронштадт – современный Брашов.

Брашов 
От Тыргу Секуеск до Брашова около 60 км. Приятный женский голос робота-навигатора уверенно ведет нас к гостинице Coroana Brasovului, где загодя нами был забронирован номер и парковочное место, с которым в этом городе проблемы.

 Вид из окна открывается чудесный – старый Кронштадт как на ладони, перед нами маленькая площадь, рядом – изящная церковь Святого Николая, справа – крутой склон горы. 


Город – музей. Почти на всех зданиях установлены таблички, информирующие о том, что данный объект является памятником архитектуры. Мы с удовольствием прогулялись по улочкам и скверам старого Кронштадта, разглядывая ухоженные домики, дворики, заглядывая в окна вплотную прижатых к тротуарам низких первых этажей. Что-то театральное, бутафорчатое, ненастоящее в этих стареньких разноцветных домиках. 

Кругом туристы. Основной нашей целью в Брашове было посещение Schwarze Kirche (Черной Церкви). Первые упоминания о церкви на этом месте относятся к 1336 году. Несколько раз ее перестраивали, разрушали, поджигали, ремонтировали. Во времена протестантской Реформации в XVI веке католические службы были заменены лютеранскими. Перед нами Schwarze Kirche явилась мощным и красивым зданием. Это главный памятник готического стиля в стране, а также крупнейшее и одно из самых важных лютеранских культовых сооружений в регионе.


Жаль, что фотографировать внутри церкви запрещено, хотя за посещение святой обители берут мзду. Внутри храма особая, специфическая атмосфера: негромко произносимые слова людей, превращаясь в тихий гул, волнами наполняет пространство, заставляя его как бы вибрировать. При этом за посетителями, главным образом, туристами, наблюдают волонтеры, которые внимательно смотрят, чтобы, о ужас, не дай бог, люди что-нибудь не сфотографировали! Эта опека, конечно же, излишняя, выглядит комично, противоречит историческому и духовному смыслу Schwarze Kirche.
В сквере черной церкви установлен памятник Иоганну Хонтеру. Мне лично Хонтер интересен потому, что он создал несколько географических карт, на которых изображена, в т.ч. и соседняя с Трансильванией Молдавия, а также Валахия. Вот и вам предлагаю полюбоваться на копию фрагмента одной из них.


Рядом с Брашовым находятся замки Розенау, Бранн и другие интересные места. Однако уже почти стемнело. Заедем туда в следующий раз. Мы нагулялись и устали. Завтра тяжелый день, рано вставать, поэтому необходимо хорошенько выспаться перед дальней дорогой.



О названиях стран и народов
Город Брашов находится на западных рубежах древней Скифии, как ее описывал Геродот. Подробные сведения Геродота о Скифии самые древние из тех, что сохранились, поэтому я начинаю свой рассказ именно с его описаний. Хотя, еще до Геродота о Скифии и скифах упоминали поэты, например, Эсхил:
Ну, вот мы и на месте, у конца земли,
В безлюдном скифском, дальнем и глухом краю.
Пора, Гефест, исполнить, что наказано
Тебе отцом, и святотатца этого
К скалистым здешним кручам крепко-накрепко
Железными цепями приковать навек.
Твою ведь гордость, силу всех ремесл – огонь
Похитил он для смертных. За вину свою
Пускай теперь с богами рассчитается,
Чтоб наконец признал главенство Зевсово
И чтоб зарекся дерзостно людей любить.

Северо-Западным рубежом Скифии было озеро, из которого начиналась река Tyres (Днестр). Следовательно, мы можем достаточно точно определить западные границы исторической Скифии: от устья Олта на юге, до истока Днестра. Естественной границей западной Скифии были Карпатские горы. Скифия в верховье Днестра граничила со страной Невров (Nebride).
Собственно, топоним Скифия и этноним скифы употребляли греки. Сами же скифы, о которых рассказал Геродот, называли себя сколотами и вели свой род от Таргитая – сына бога Папея (древние греки называли его Зевсом) и дочери реки Борисфен. Супругой Папея была богиня Апи – аналог греческой Геи. Без сомнений, что в данном случае река Борисфен – персонификация сына бога Океана – океанида Борисфена (это имена богов древнегреческого пантеона). То есть, от дочери бога Борисфена, внучки бога Океана, и Папея (Зевса) родился Таргитай. И хотя греческий пантеон отличался от сколотского, что не позволяет проводить точные аналогии между ними, совершенно ясно, что Таргитай сам был богом.
У Таргитая было три сына: Липо, Арпо и Кола, у Геродота эти имена даны с окончанием ксай – Липоксай, Арпоксай и Колаксай, при этом окончание «ксай», как считают некоторые исследователи, означает царь. В древнегреческом рассказе о происхождении скифов (сколотов), вместо Таргитая явился Геракл, вступивший в любовную связь с некой полудевой, полузмей. От этой связи родились три сына: Агатирс, Гелон и Скиф. По логике изложения, как мне представляется, эллинский рассказ – это лишь творческая переработка местного сколотского рассказа о происхождении своего народа.
По жребию Агатирсу достались западные земли, за рекой Тиарант (современное название – Олт, старогерманское – Alt, латинское – Aluta) которая была границей Скифии. Естественно предположить, что Агатирсу соответствует Липоксай. Кстати, в Трансильвании, Молдавии и в Украине сохранились многочисленные топонимы с корнем лип. Например, город Липова (Трансильвания), город Липканы, село Липовэць (Молдавия), село Липовцы на реке Гнилая Липа – притоке Днестра в Украине и т.д. Топонимы с корнем лип распространены кроме упомянутых стран в Болгарии, Сербии, Чехии, Германии, Польше, Белоруссии, России. Корень этого топонима, безусловно, древний, присутствует в славянских и германских языках. Сложно не увидеть связь между божественным Липоксаем и распространенными в европейском славяно-германском пространстве топонимами с корнем лип. От Липаксая, как пишет Геродот, произошло племя авхаты.
Брат Агатирса (Липоксая) – Гелон – соответствует, конечно же, Арпоксаю. От Арпоксая произошел народ катиаров и траспиев. Арпы (Arpi), они же карпы, указаны Птолемеем в описании восточной Нижней Мезии – известной также под названием Бессарабия. Как известно, карпы вместе с готами успешно сражались с легионами Римской империи в Дакии и на Балканах в III веке н.э.
Скифу соответствует Колаксай – младший брат Липоксая (Агатирса) и Арпоксая (Гелона). От Колаксая произошло племя паралатов. Все вместе эти племена (авхатов, катиаров, траспиев и паралатов) назывались, как пишет Геродот, сколотами, т.е. царскими.
Обращу внимание, что если в приводимой Геродотом древнегреческой версии о происхождении скифов названия племен происходят от имен их родоначальников, то в автохтонной такой принцип нарушен – названия племен – не соответствуют именам их родоначальников. Впрочем, у вышеназванных племен, очевидно, было несколько названий. Такое разнообразие вполне естественно, и хорошо известно по всюду, и в разные времена. Например, древние греки жителей Фракии, обобщая, называли фракийцами, хотя известны два десятка названий племен, живших в этой области на востоке Балканского полуострова – пеласги, лелеги, бессы, бизальты, геты, одриссы и т.д. У этих племен было несколько названий, свои и иностранные. Например, проживавшие на полуострове Атос пеласги (как их называли греки) именовали себя тирсенами, а их потомки в Италии этруски – раcеннами. Подобных примеров множественности названий одного и того же племени или народа достаточно много, поэтому я не буду их перечислять.
Также отмечу, что с течением времени, одни этносы Фракии сменяли другие, но тем не менее, все они назывались фракийскими – фракийцами, - по месту жительства. Фракия, как и Скифия – это, прежде всего, географические названия определенных территорий, а не государств. Кроме того, как известно, у них были и другие названия, о которых мы поговорим чуть позже.
Вывод следующий: по отношению к одним и тем же народам, также, как и к странам, регионам и т.д. употреблялось несколько названий. Этот факт важно всегда иметь ввиду, если мы хотим разобраться в сложных и часто противоречивых сообщениях древних авторов.
Выше были приведены сведения Геродота об истории Скифии легендарного периода, относящегося ко временам, вероятно, до троянской войны. Запомним их.

  ТРАНСИЛЬВАНИЯ
Трансильвания заселялась колонистами из разных областей средневековой Германии со времен Карла Великого (конец IX века н.э.), о чем сообщает Эней Сильвий Пикколомини в XV веке. Активное переселение колонистов из Саксонии и других германских земель в Бурценленд отмечено с XIIXIII веков.
Впрочем, напомню, что в Западной Дакии уже во II веке упоминаются древнегерманские народности, среди которых готы и гепиды, которые вместе со своими союзниками освободили эту часть страны от римского владычества в III веке н.э. – в 255 году н.э. К 271 году Западная Дакия была очищена от римских колонистов, которые по распоряжению императора Аврелиана эвакуировались на территории, лежащие к югу от Дуная, где вскоре были созданы новые провинции с названием Дакия, чтобы морально компенсировать утрату старой Дакии.
       Поэтому переселения в XXIII вв. саксов и других немцев в старую Дакию – это процесс возвращения на свои когда-то родные земли, оставленные их предками в следствии драматичных исторических событий IVV веков н.э.
В конце IX века Трансильванию захватили венгры. А кто жил в Трансильвании в это время? Славяне и волохи, причем последних венгры изгнали из Трансильвании.
В древнейшей сохранившейся русской летописи (Лаврентьевской), датированной 1377 г. записано: «В год 6406 (898). Шли угры… И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими, и стали воевать против живших там волохов и славян. Сидели ведь тут прежде славяне, а затем Славянскую землю захватили волохи».
Венгерские короли призывали в Трансильванию колонистов. Валлоны из Фландрии в 40–х годах XII в. поселены в районе между реками Олт и Марош, где позже возник город Надьсебен. Затем в Трансильванию прибыли выходцы из долины Мозеля и из Люксембурга, а затем — из Саксонии. По имени последних все немецкие поселенцы Трансильвании назывались саксами (сасами). Они были поселены в королевском домене около Бестерце, в Барцашаге, в долине реки Надь Кюкюлле (Тырнава Маре). Саксы объединялись в округа, а район их поселения назывался Землей саксов. Права автономии и самоуправления саксов были закреплены привилегией короля Андрея II.
В 1211 году рыцари Тевтонского Ордена, приглашенные венгерским королем с целью укрепить границы королевства в юго-восточной Трансильвании, основали крепость Corona. От этой Короны появилось название города Кронштадт – современное название Брашов. К 1220 году рыцарями было построено пять замков: Мариенбург, Шварценбург, Розенау, Кройцбург и Кронштадт. Но вскоре из-за конфликта с венгерским королем большая часть рыцарей покинула Трансильванию и перебралась в Пруссию по приглашению польского короля. Рыцари ушли, но население осталось.

ТРАНСАЛЬПИНИЯ
1 сентября, еще до первого луча солнца, мы медленно едем по узким улочкам спящего и залитого скупым светом фонарей Брашова. 


Далее отправляемся на юг в горы по трассе, ведущей через бывшую резиденцию короля Карла Эйтеля Фридриха Людвига фон Гогенцоллерна-Зигмарингена в Синае, к Бухаресту и Дунаю. Крутой подъем по узкому серпантину никак не заканчивался, а ночь казалась бесконечной. Не раз ощущал изменение скорости течения времени в разное время суток. В эти первые часы воскресенья время текло особенно медленно и неохотно, словно не желая выпускать нас из дремлющего во мраке волшебного лесного горного края.
Синая. Горнолыжный курорт сверкает в электрических огнях. Но ночь постепенно отступает. Вот и первые лучи солнца озаряют все вокруг – теперь отчетливо видны покрытые деревьями хребты крутых гор, долинки, речки, дома и т.д. Скоро мы выезжаем на бескрайнюю равнину – это Трансальпиния, т.е. Загорье. В наших планах остановок на этом участке пути не было. Но кратко хотелось бы рассказать об одном забытом историко-географическом факте и политическом курьезе. Наверное, многим будет интересно узнать, что у известного нам, гражданам Республики Молдова, политического лозунга унионистов «Басарабия – пэмынт ромынеск», есть свой исторический подтекст. Известно, что территории к северу от Нижнего Дуная называли Басарабом якобы по имени вождя валахов, переселившихся сюда из правобережной Болгарии в XIII веке. Этот Басараб происходил из куманского рода. Иначе говоря, Трансальпиния, она же Мунтения и Угровлахия, больше известная как Валашское княжество или т.н. Цара Румыняскэ, принадлежала прежде половцам – куманам. Под их владычеством находилась также и территория между Нижним Дунаем и Нижним Днестром, известная нам Бессарабия или Буджак. Поэтому справедливо и правильно заключение: «Румыния – земля Половецкая».
В это воскресное утро Бухарест был великолепен. Автомобилей на дорогах мало, народ еще спит, поэтому можно лучше рассмотреть архитектуру города. Вскоре мы выехали на автостраду, ведущую к придунайскому городу Джурджу. 
Бухарест. Утро. 1 сентября 2019 г.
ГЕРБ ТЕРТЕРОВ
Пересекли Дунай через знаменитый двухкилометровый Дунайский мост, разработанный и построенный советскими инженерами и специалистами и за счет СССР. На правом берегу – Болгария, город Русе. Наш путь лежит в Червен, где находится знаменитая Червенская крепость – твердыня рода Тертеров. 


Червенский замок с высоты птичьего полета

На подъезде к селу Червен слева по курсу открывается впечатляющая панорама с видом на скальное плато, вершину которого венчают каменные стены древней крепости. Преодолев лабиринт петляющих узких улочек села Червен, мы, наконец, прибыли к цели. По крутым ступеням забрались на вершину плато, где и находится крепость. Вид вокруг потрясающий. Чем-то напоминает это место скалистый мыс в Старом Орхее. Разносимые теплым ветром потрясающие запахи степных трав сводят с ума. Тихий гул мчащихся по своим делам стрекоз и пчел, разноголосица птичьих песен, безоблачное синее небо и состояние покоя – на руинах древнего града Червен торжествует сегодня царство гармонии. 




Меня привело сюда любопытство. На гербе рода Тертеров, как и на гербе Молдавского княжества изображена голова быка. И это не простое совпадение. Например, известно, что часть будущего Молдавского княжеств, включая территории современной Республики Молдова, была передана ханом Тохтой правителю Болгарского царства Феодору Святославу Тертеру в 1300 году. Что же, от Федора Святослава был заимствован герб основателями Молдавского княжества? Такое предположение слишком прямолинейно. Аналогичные гербы, появление которых относят к XII веку, есть и у некоторых польских родов, воеводств и мест. А взаимоотношения Молдавии и Польши известны с давних времен. Голова быка также изображена на гербе немецкой земли Мекленбург. Надо сказать, что голова быка – символ еврейского рода Эфраимов. Какая связь, есть ли она вообще, между Мекленбургом, Польшей, Молдавией и Болгарией? Безусловно, она есть. Достаточно взглянуть на географическую карту, чтобы увидеть общее пространство, где распространен этот герб.
Голова быка изображена на щите бога славянского племени бодричей Радогаста, известного нам по сообщениям проповедника Гельмольда в XII веке. Предки этих бодричей, вероятно, жили на территории Дакии и назывались Predauensij у Птолемея, а также предецентами, известными как Abroditorum, как указано в Corpus Francicae historiae veteris et sincerae. Но эти Abroditorum не кто иные как бродники. Часть из них после завоевания римлянами Дакии, могла переселиться к Нижнему Одеру (Эльбе), как это сделали, например, готы в VI веке.   
Очевидно, что изображение головы быка в геральдике – это заимствование более древней традиции, которая сохранялась и передавалась тысячи лет. Ведь хорошо известно, что голова быка, как и сам бык – это древнейший божественный зооморфный символ. В средневековой геральдике сакральное значение этого символа, кажется, уже было утрачено и использовалось в иных целях. Во второй части своего отчета я вернусь к обсуждению темы символов и знаков, так как она касается известной легенды об основании Молдавского княжества. 
Скажу без преувеличений, что в этом прекрасном уголке Болгарии, воздух наполнен каким-то эликсиром счастья. Мы покидаем Червенскую цитадель в самом лучшем настроении. У подножья крепости продают сувениры, мы приобрели тайные талисманы и едем дальше. Впереди Велико-Тырново, Гемские горы, а затем страна Ария. Где это? Вперед, мы вскоре все узнаем.

ФРАКИЯ
После Велико-Тырново дорога уводила нас все дальше на юг, в Гемские горы, их болгарское название – Стара Планина, т.е. Старые горы. Они разделяют исторические области Мезию и Фракию. Впрочем, Мезия также считалась частью Фракии, а Дунай границей между Фракией и Скифий. Однако я не буду вдаваться в тонкости этого вопроса, а кому интересно – могут прочитать соответствующие сообщения Геродота, Аполлония Родосского или Плиния Старшего.
            По одной из версий название страны Фракия происходит от имени царя Фракса или нимфы Фракеи, которая магическими песнями и снадобьями могла излечивать людей от недугов. Фракия также эпитет богини Афродиты.
Стара Планина – красивые горы, и мы не уставали ими восхищаться. Дорога вьется сквозь непроходимые лесные чащи в долинах. Места здесь дикие, необыкновенные. Припомнились   строчки из стихотворения Пушкина, к которым я добавил две свои:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Пред нами старый лес лежит;
И речка здесь под южным Солнцем,
Сверкает, серебром горит.

К пяти часам вечера мы прибыли в Пловдив. Номер в Alliance Hotel нас порадовал – внушительных размеров ванная комната, просторная спальня, большая кровать, и огромная терраса, с которой открывается отличный вид на город. 


Оставалось немного времени, чтобы успеть в местный Археологический музей до его закрытия. И мы не зря туда торопились. И хотя меня интересовал, прежде всего, всадник с копьем, нас ждало другое открытие, настоящий сюрприз. 

 
Музей находится в центре города. Несколько залов, расположенных один за другим, в хронологическом порядке ведут посетителей от одной эпохи в другую, везде представлены интереснейшие экспонаты. Первое, на что я обратил внимание – фигурки неолитического времени. Они все похожи на те, что выставлены в исторических музеях Кишинева, Варны, Софии, Салоник. Некоторые из них словно копии друг друга. Такое сходство не может быть случайным и обусловлено, очевидно, существующими связями между народами и регионами их расселения. Знания вместе с миграциями племен перемещались в пространстве – это, кажется, естественным объяснением, но не исчерпывающем. В этом пластическом искусстве, безусловно, выражено и универсальное мировоззрение древних народов, проживавших в т.ч. в Северо-Западном Причерноморье и Западных Балканах. Более того, создается впечатление, что от берегов Днестра до Эгейского моря, а вероятно, и во всей Евразии, у людей были в принципе одинаковые представления о сложной, многогранной и по сути сакральной природе созданного мира, отражавшейся в т.ч. в идее и символах божеств Неба и Земли, а также в их бесконечных ипостасях – в многочисленных именах и эпитетах богов и богинь, сохранившихся у разных народов.



Неолитический ритуальный сосуд (экспонат находится на нижнем ярусе слева от меня) в виде лани был найден археологами в Мулдаве, недалеко от Пловдива.
       В описании одного из ритуальных предметов в виде лани неолитической эпохи указано, что он был найден при раскопках в Мулдаве. Эта информация, естественно, не могла не заинтересовать меня. Топоним Мулдава во Фракии? Это что-то совершенно неожиданное. До сих пор все топонимы с корнем молд, мулд были обнаружены к северу от Дуная вплоть до Балтийского моря. 



Единственный топоним Молдава к югу от Дуная – это спорное другое название реки Нишава. И вот, пожалуйста! Оказывается, Мулдава есть и в Болгарии – село с таким названием находится недалеко от Пловдива.
      Несмотря на это открытие, полученный мощный эмоциональный заряд, мы с удовольствием продолжали рассматривать и изучать экспонаты всего музея. А здесь есть на что посмотреть. Нашел я и охотника с копьем – первоначально именно он и был целью похода в музей. Но сейчас мои мысли заняты другой темой. Наконец, с чувством выполненного долга, окрыленные неожиданными находками и в целом положительными впечатлениями, нашли в себе силы и желание погулять по центру, тем более, на улице идеальная погода.
       Пловдив очень понравился. Уютный, чистенький, красивый город, приятные отзывчивые люди. Некоторые граждане старшего поколения с удовольствием вспоминают и говорят по-русски. Мы прошлись по магазинам, а дома устроили небольшой пир – ведь день принес так много ярких эмоций, приятных сюрпризов и неожиданных открытий. Завтра утром опять в дорогу.  

ФРАКИЙСКАЯ ЗАГАДКА МОЛДАВИИ
Я разглядывал карту, планировал поездку в Мулдаву и одновременно искал какую-нибудь информацию о ней. Это первый, обнаруженный на Балканах, топоним с корнем мулд (хотя он здесь существовал давно, но насколько мне известно, до сих пор об этой Мулдаве не упоминал никто из исследователей, изучавших проблему происхождения топонима Молдавия и его распространения в Европе). Я пока не знаю, может быть, название села Мулдава в этих краях новое, недавнее, надо изучать. По одной из версий название села Мулдава происходит от рядом находящегося монастыря. А может быть, наоборот, название монастыря происходит от названия населенного пункта? 
По другой версии, название Мулдава, принесли в эти края переселенцы из Молдавии, бежавшие от Османского ига. Однако эта версия весьма сомнительна. Такие мотивы бегства трудно объяснить, так как сама Фракия находилась под османским владычеством. Мы также пообщались с местными жителями - они ничего не знают о  переселении в свое село молдаван из Молдавии.
 В одном из болгарских справочников нашел более интригующую информацию о Мулдаве: «Рядом с деревней были раскопаны все остатки древнего поселения, которое было древним фракийским культовым центром. Культовый Центр является старейшим духовным очагом цивилизации, известным не только в Болгарии, но даже во всей Европе. Примечательно, что название «мулда» в названии современной деревни означало укрепленное святилище на фракийском языке. В этой области с незапамятных времен были замки и святилища. Например, есть еще одно неисследованное доисторическое место рядом с Мулдавой, которое является римским святилищем, построенным на месте самого старого центра культа с его замком, монастырем и тому подобным».
Мулда – фракийский топоним? Это очень интересно! 


В любом случае, обнаружение Мулдавы в этих краях – это прекрасный повод еще раз погрузится в историю Фракии, в которой, как уже стало ясно, сохранены интереснейшие сведения, касающиеся непосредственно и истории древней Молдавии.

СТРАНА ПЕРКЭ
О древнейших известных нам названиях Фракии, мы знаем от Стефана Византийского. Прежде, чем получить свое название Фракия, эта страна называлась Перкэ, а также Ария. После того, как римляне захватили Фракию, ей дали и другое название – Romania.
В античном искусстве часто изображали конного охотника. Его прототипом является фракийский бог, изображаемый всегда на коне, обычно с оружием, чаще всего, копьем, в правой руке. Имя этого бога – Хэрос или Херон, а один из его эпитетов - Перконис [Πεрkωνις]. Обращу ваше внимания, что имя Перконис небезосновательно сопоставляют со славянским (или праславянским) именем бога Перуном, именем бога грозы *Perkun-, лит. Perkúnas, латыш. Perkons, др.-прусск. Perkunis «гром», хетт.-лув. Perwa, Pirwa, Peru(w)a («скала», бог грозы; Perua – главное божество Канеса). Поэтому предположения, что в древней Фракии обитали праславянские и прабалтийские племена, несомненно, родственные племена, носители индоевропейского языка, получили дополнительные - лингвистические обоснования. Хотя делать какие-то серьезные выводы на основании лишь одного эпитета - преждевременно.
Согласно недавно составленной карте расселения R1a и R1b, именно северные и западные Балканы стали местом их концентрации с ок. 7 тыс. до н.э. Очевидно, что в стране Перкэ, древней Арии, происходил контакт носителей в т.ч. I2a, R1a, R1b. Этот процесс происходил не одномоментно, а в течение длительного времени, с разной интесивностью, прерываясь и возобновляясь. 
Вся эта история с конным фракийским богом Хэросом – Перуном тесно связана, на мой взгляд, с сюжетом об основании Молдавского княжества, где Драгош со своей свитой охотятся за туром, убивают его на берегу реки и приносят животное в жертву, после чего основывают на месте жертвоприношения столицу своей новой родины. Как я отмечал в прошлой своей публикации, в древнегреческой литературе известен точно такой же сюжет основания государства в Беотии прибывшим из Ханаана Кадмом, который приходился родным братом похищенной Зевсом Европы. Такой же по сути рассказ античные авторы приводят об основании Илиона.
Всю эту информацию необходимо хорошенько осмыслить. У нас будет еще несколько поводов вернуться к обсужденной теме. А пока я предлагаю вам рассмотреть интересную историческую карту А.Ортелия, где он по описанию древних авторов реконструирует античную Фракию с указанием народов этой замечательной страны. Хочу подчеркнуть, что исторические темы, которые я в этом отчете затрагиваю, следствие не абстрактного и избирательного интереса, а вполне осознанного понимания важных, но еще плохо и фрагментарно изученных событий и фактов, которые касаются в т.ч. культурных, религиозных и этнических взаимосвязей между Фракией, Грецией, древней Молдавией, а в конце концов, всей Евразии и мира. Эти связи во многом определили ход общей истории. 


ТАЙНА БЕССОВ
Как видим, южнее города Philippopolis (современный Пловдив) расположена страна Bessica, народ Bessi (в латинском языке, eλλ. Βῆσσοι, Βέσσοι). Между прочим, часть народа бессов после долгой войны с римлянами в I веке до н.э. (после поражения в 28 году до н.э. от римских легионов, которыми командовал Марк Лициний Красс), вынуждены были покинуть свое отечество и переселиться к Нижнему Дунаю, в восточную Мезию (в то время Фракийское царство или Одрисское царство)
Знаменитый римский поэт Публий Овидий Назон, находясь в ссылке (с 8 по 18 гг. н.э.) на берегу Черного Моря в городе Томы, в одной из своих элегий жалуется, что в теплое время года только Дунай сдерживает натиск бессов.
 Птолемей во II в. н.э. указывает координаты страны бессов в Верхнем Поднестровье. Такая локализация свидетельствует о миграции их по маршруту, проходившему через территории древней Бессарабии и Молдавии.
Предположения многих историков о том, что Бессарабия получила свое название от имени народа Бессов, кажутся весьма правдоподобными. Не от бессов ли происходит и имя везеготов? Ведь греки не использовали букву «v», подменяя ее буквой «b». А страна Везеготов как раз занимала территории между Днестром, Карпатскими горами и Дунаем, в т.ч. территорию будущего Молдавского княжества и упомянутого нами Басараба – Трансальпинии. 
В таком случае понятно, как топоним Мулдава мог попасть на берега Дуная, в Северо-Западное Причерноморье и далее на северо-запад до берегов Норвегии. Также становятся естественными казавшиеся фантастическими сведения, изложенные Снорри Стурлсоном в Младшей Эдде, об истории рода Тора во Фракии, называемой Трудхеймом. Теперь более ясна логика Иордана и других средневековых историков, связывающих гетов и готов не только по созвучию названий этих народов. 

АГАТИРСЫ – ТРАВСЫ – ДАКИ
Вернемся к карте А.Ортелия. На ней к востоку от бессов указана область Pieres (Пиэрия), народ Dolonci (Долонки), Doberae, а также Травсы или Агатирсы (TRAVSI, qui et AGATHYRSI). Таким образом, другое название Агатирсов – Травсы. По мнению А.К.Шапошникова (ученик академика О.Н.Тубачева), травс, травсы – самоназвание предков славян. В статье об Агафирсах в Энциклопедии античности Георга Виссова (Georg Wissowa, 1859–1931), опубликованной в 1890 году, сообщается, между прочим, что в римские времена народ травсы известен под национальным именем Δάκοι, т.е. Даки.
Упоминание Агатирсов – Травсов во Фракии вызывает вопрос о том, когда они здесь появились? Вариантов ответа не так много. Геродот, напомню, отмечал, что страна Агатирсов на заре своего появления находилась за рекой Тиарант (современный Олт), т.е., в современной Трансильвании. Они могли проживать по обе стороны Дуная, поэтому процесс «туда и обратно» был естественным внутри этого огромного, очевидно, родственного скифо-фракийского пространства.
Травсы-агатирсы жили в т.ч. в долинах рек Гебр (современная Марица, по-гречески Έβρος) и Сушица в Восточных Родопах. Интересно, что в Западной Молдавии есть река точно с таким же названием – Сушица. А название фракийской реки Марица, на берегах которой стоит прекрасный город Пловдив, преподнёсший нам дорогие сюрпризы, является слегка искаженной копией названия реки Марош (Муреш, по-латински – Marisus) в Трансильвании. Не слишком ли много случайных совпадений?). Я склонен полагать, что пред нами определенная закономерность. Конечно, многие скажут, что перенесенные топонимы относятся к периоду славянской колонизации Балкан, активная фаза которой пришлась на VI век н.э. Но что и кто нам мешает связывать некоторые фракийские племена античности со славянами и германцами?
После Мулдавы дорога ведет нас на юго-восток, в непроходимые чащи Родопских гор. Возможно, где-то в этой области находился знаменитый оракул Дионису, о котором сообщал Геродот.   
«Что до сатров, то они, насколько нам известно, никогда не были никем покорены. Только они одни из фракийцев сохранили свободу до наших времен. Они живут высоко в горах, покрытых разнообразным лесом и снегом, и отличаются воинственностью. В их владении знаменитое прорицалище Диониса. Прорицалище же это находится высоко в горах, и бессы (один из родов сатров) толкуют прорицания при храме». 
Горный участок около сорока километров мы проехали за один час, затем свернули на основную дорогу, миновали Кырджали, Момчилград и благополучно прибыли на болгарско-греческую границу. Проезд через КПП занял считанные минуты. Впереди Греция и новые впечатления. Справа от нас горный массив Пангея, где когда-то добывали золото и серебро. Какие тайны хранят заброшенные рудники?

Позади остались Комотини, Ксанти, устье реки Неста, на которой в мифическое время разыгрались драматические события с нимфами Диониса; Кавала, прекрасный остров Тасос.


На Халкидики мы мужественно преодолели сложнейшую дорогу через крутые горы к поселку Варвара, дальше Арнея и вскоре, уже не замечая времени, мчались к изумрудному морю. К полудню наконец-то добрались до Пефкохори – небольшой курортный городок на восточном берегу полуострова Кассандра. По случаю успешного завершения первой половины нашего путешествия, в местном супермаркете «Масутис» было приобретено несколько бутылок французского Bordeaux и соответствующие компоненты к нему: местный козий сыр, оливки и т.п. и т.д.. Получилась отличная вечеринка в честь прибытия на отдых.




 2 сент. - 31 дек. 2019 г. (в текст внесены изменениия до 9 янв. 2020 г.) Продолжение следует.

вторник, 13 августа 2019 г.

Папаруда, Додола - таинственные обряд

 
В Кишиневе завершился кинофестиваль Dac Film Fest, на котором демонстрировались работы молодых кинематографистов. В короткометражном фильме "Папаруда" режиссер затрагивает тему любви, которая переплетается с древним народным праздником, ритуалом вызова дождя.

Он известен под разными названиями у болгар, сербов, хорватов, молдаван, гагаузов, русских, поляков и других народов. Но суть его одна.

У болгар этот ритуал называется Додола, Додолка, Дудула, Дудулица, Дудоле; у сербов – Дудулейка, Додилаш; у поляков – Дзидзилия. Пеперуда – у молдаван. Во время обряда сербы пели: «Oj додо, oj додоле»; болгары: «Ой, додуле, дай Боже, дож!»); а у болгар пеперуда (бабочка) просила Бога о дожде: «Пеперуда лятала / как са й Бога молила / Дай ми, боже, дребен дъж...»).

Во время засухи (весной и летом) девушки (иногда вместе с юношами) ходили по селу, выходя в поля с ритуальными заговорами, песнями. Выбирали главную девушку – Додолу – жену громовержца (Перуна). В древние времена эта девушка раздевалась и украшалась зеленью, позже зеленью украшали ее одежду. Ветками, цветами, травой украшали себя также все участники похода. Заходя на подворье, девушки пели песни, в которых зазывали дождь, Додола танцевала ритуальный танец.

Особое место в обряде отводилось воде: водой обливали участников процессии, Додола вместе с другими девушками купалась в реке, заканчивался обряд ритуальным пиршеством на берегу водоема. Во время пира жертвовали воде и предкам пищу, цветы, венки. Всех девушек, занятых в обряде, называли додолицами, они считались жрицами Додолы.

Для додольских песен характерны мотивы отмыкания небесных ворот и молитвы о дожде и росе. Додола просила своего мужа Перуна, чтобы он оплодотворил землю, послал благодатный дождь.

понедельник, 12 августа 2019 г.