Реконструкция истории древней Молдавии со времен ее
великолепного энеолита, известного нам сегодня по градостроительным инновациям,
развитой агрономии, самобытной культуре, проявленной в мистических рисунках,
символических орнаментах, многочисленных предметах кукутень-трипольской
археологической культуры – достойная и важная задача для специалистов и всех любителей
древностей нашей страны.
В IX веке до новой эры ставший впоследствии
знаменитым древнегреческий поэт Гомер в своей бессмертной поэме Илиада,
описывая Троянскую войну, отмечал:
К морю кариян ряды и стрельцов криволуких пеонов,
Там же лелегов дружины, кавконов и
славных пеласгов;
Около Фимбры ликийцы стоят и гордые
мизы,
Рать фригиян колесничников, рать
конеборцев меонян
(кн. X)
В
этих строчках Гомер упоминает в одном ряду дружины лелегов, кавконов и пеласгов.
Откуда
родом кавконы Гомер не уточняет. По
сведениям Геродота, кавконы жили в
городе Пилос в Мессении, и
были потомками царя Кодра[1]; а
Страбон отмечал, что кавконы
обосновались в Элиде
(Elis) – особо
подчеркнем, что здесь находится область Triphilia (Трифилия)[2],
о которой речь пойдет далее. Однако во времена Страбона кавконов в Греции уже не было[3].
Где
же первоначальная родина этих кавконов?
Жили ли они и как долго в указанных областях древней Греции, а также в
Пафлагонии до Троянской
войны или заселили Пелопоннес и Северо-Западную Анатолию после нее – вот в чем
вопрос. Для нас он представляет чрезвычайно большой интерес в связи с
упоминанием Клавдием Птолемеем о кавконах
в древней Дакии.
Поэтому
уделим внимание кавконам Дакии, их
связи с кавконами Пелопоннеса и
Пафлагонии, племенами лелегов, пеласгов, а также гализонов.
О кавконах Северо-Западной Анатолии
Упоминание
Гомером в одном ряду лелегов, пеласгов и кавконов – не случайно. Все они были, как писал Страбон, кочевниками; лелеги
возводили погребальные курганы, что может указывать на их связь с Усатовской археологической культурой или ямной археологической
культурой. «О кавконах существует
много рассказов. Так, их считают, подобно пеласгам, аркадским
племенем[4] и, как и пеласгов, кочевым племенем.
Во всяком случае Гомер говорит, что они прибыли в Трою как союзники троянцев;
но поэт не сообщает, откуда; по-видимому из Пафлагонии,
ибо в Пафлагонии есть племя, называемое кавкониатами, на границе с областью мариандинов, которые сами также пафлагонцы», - отмечал Страбон[5].
Кавконы
Дакии
Кавконы
упоминаются во II веке новой эры великим географом из Александрии (где
находилась крупнейшая библиотека античного мира) Клавдием Птолемеем среди
народов Дакии, а точнее – будущего Молдавского княжества и Трансильвании[6].
Фрагмент карты Г.Меркатора, 1584 г. Карта создана по описанию географа Клавдия Птолемея во II веке новой эры. |
Аммиан Марцеллин в IV веке
новой эры упоминает о земле кавков – Кавкаланде в древней Молдавии и
Трансильвании, где в его время обосновались готы[7]. Также
известно, что Карпатские горы называли Кавкасийскими[8]. Очевидно,
что упомянутые топонимы связаны с этнонимом кавконы[9].
Кавконы
– потомки царя Кодра?
Неясно, каким образом упоминаемые Геродотом кавконы были потомками царя Кодра
(правил с 1089 по 1068 г. до н. э.)[10],
ведь он жил почти на тысячу лет позже Троянской войны. Или Геродот знал другого
царя Кодра, имя которого, быть может, связано с названием древнего леса Кодры в
Молдавии?[11]
Трифулум,
Трифилия, Трифешты
На некоторых географических картах, реконструирующих
сведения Птолемея, в лежащей между средним течением Прута и Днестра области Кавконов, т.е. в современной Молдавии, отмечен
населенный пункт Triphulum
(Трифулум). Интересно, что современное село Трифешты в Республике Молдова (Резинский
район) находится как раз на месте Трифулума, который нанес Г.Меркатор на свою
карту согласно описанию Птолемея. В свою очередь, древнемолдавский Трифулум – это
калька пелопоннесского топонима Трифилия.
На карте Меркатора рядом с древнемолдавским
Трифилумом отмечены населенные пункты: Carsidava
(в изданиях Птолемея до 1530-х годов окончания -dava встречаются
в форме -dana,
например, Carsidana), Patridava, Arcobadara. Отмечу, что топоним Carsidava, возможно, сохранился
в названии современного села Коржево на
правом берегу Днестра в Молдавии[12]. Arcobadara по мнению немецкого
картографа Х.Г.Рейхарда – это Старый Орхей[13]. В
ходе последней экспедиции Молдавского историко-географического Общества, была обсуждена гипотеза о локализации Аркободары в современном Алчедаре, где найдены
гетские материалы III–II вв.
до н.э.
На месте раскопок в Алчедаре (древняя Аркобадара?). |
Разные точки зрения по обсуждаемому нами вопросу объединяет факт
локализации всех выше упомянутых городов в Молдавии.
Лелек
и лелеги
На некоторых географических картах XVI–XVIII веков
в Трансильвании, неподалеку от границы с Молдавским княжеством, отмечен город S.Lelek, в названии которого ясно читается
сходство с этнонимом лелеги[14].
Трансильванская
земля Альтланд, река Альт и царь лелегов Альт
Неподалеку от города S.Lelek находится исток реки, называемой в
древности Aluta
или
Alt
–
современный Олт. В Трансильвании на правом берегу среднего течения этой реки
существовала область Altland.
Интересно, что топоним Alt
встречаются как этноним у Гомера, упоминавшего о царе лелегов по имени Альт:
Матерь меня Лаофоя,
дочь престарелого
Альта, —
Альта, который над
племенем царствует
(Ил.
XXI, 86)
Арджеш
в Дакии и Аргос в Пелопоннесе
Название города Argisch (современный город Куртя де
Арджеш) в Трансальпинии схоже с названием Аргоса – Пеласгии, хорошо известной
нам сегодня как Пелопоннес[16].
Загадка
кавконов
Прибыли ли кавконы
на помощь Трое из древней Дакии или же они обосновались на Балканах и в
Пафлагонии задолго до Троянской войны, либо они обосновались в Дакии после Троянской войны – вопрос, который остается открытым.
В этом контексте важно сообщение Страбона о древней
стране кавконов в Европе: «Вторжения
и переселения происходили главным образом в эпоху Троянской войны
и после этого времени, когда варварами и греками овладела прямо
какая-то страсть к захвату чужих земель. Впрочем, такие явления были и до
Троянской войны. Ведь и тогда существовало племя пеласгов, так же как
кавконов и лелегов. Как я уже сказал выше, в древности они часто блуждали
по многим местам Европы»[17].
В этих строках ясно указано, что кавконы до Троянской войны жили в
Европе, а их топонимический след, отмеченный Клавдием Птолемеем, ведет в Дакию.
Тем более, что в другом месте Страбон пишет, что некоторые считали кавконов скифами[18],
а Дакия (или ее восточная часть), как известно, считалась Скифией[19].
Страбон отмечает, что кавконы и ализоны (в
которых некоторые исследователи видят предков галичан, т.е. русских, живших по
соседству с кавконами у границ древней Дакии) были неизвестными для Гомера
народностями[20].
Перенесенные
топонимы
Совокупность вышеприведенных фактов о
тождественности топонимов и этнонимов Дакии, Пелопоннеса и Пафлагонии
свидетельствует о связи между ними.
В контексте
известных гипотез о движении ямников[21],
есть основания предполагать, что кавконы,
лелеги и пеласги или их предки прибыли на Балканы и в Малую Азию из древней Молдавии, т.е. из западной Скифии – они-то и перенесли топонимы со
старых мест обитания в новые[22].
Часть из них обосновалась в Греции и Пафлагонии.
Однако, направление движения носителей вышеуказанных
топонимов могло быть и в обратную сторону – по маршруту Малая Азия (Анатолия) –
Балканы – Карпато-Днестровье. Этот процесс, очевидно, протекал одновременно с
образованием известных культур на Балканах и к северо-востоку от
Дуная, т.е. как минимум 6 тыс. лет до н.э.[23]
[2] Страбон, кн. VIII, III, 11. С.325.
[4] Аркадия – область в центральном Пелопоннесе
[8] См., например, ПВЛ: «на
полунощныя страны, Дунай, Днепръ и Кавькасийскыя горы, рекше Угорьскыя».
[9] Этноним кавконы в форме кавки также
является калькой германского этнонима хавки.
На кельто-германскую принадлежность многих племен Дакии, о которых упоминал
Птолемей, указывали многие исследователи. «Но были ли они все действительно
даками или под этим термином скрываются и фракийские, и германские, и
славянские племена? Ответить однозначно утвердительно вряд ли возможно, хотя
все говорит за это», - отмечала Ю.К. Колосовская в своей книге «Рим и мир
племен на Дунае», с. 95. Упоминал хавков и Птолемей, что, впрочем, не
препятствует отождествлению кавконов
и хавков.
[11] Идет ли здесь речь о факте
контаминации или заимствовании греками более древнего «варварского» топонима?
[12] Один из районов расположенного
на правом берегу Днестра города Дубоссары также носит название Коржево – ранее
село. Известно и другое село Коржево к югу от Пуркар.
[13] Попытки связать современные
населенные пункты с указанными в Дакии Птолемеем, предпринимались давно. Например,
Д. Кантемир на полях рукописи «Описание Молдавии» написал: «Как нам кажется,
Хотин соответствует Трифуле или Аркободаве древней Дакии, если Клепидава, как
полагает Матей Претор, соответствует Каменцу, хотя он (Хотин) расположен на
южном берегу Днестра, а не на северном». Затем это замечание автор зачеркнул.
M. De Felice. Encyclopedie
ou dictionnaire universel. Том
54. 1775. Yverdon. С.231 (здесь приводится точка
зрения Lazius,
согласно которой Carsidava
– это город Kuryma).
По мнению немецкого географа и историка Конрада Маннерта (1756–1834), Карсидава
– это современная Сучава – Konrad Mannert. Geographie
der Griechen und Römer aus ihren Schriften dargestellt, T. 4. Nurnberg, 1795. С.214. Немецкий картограф Х.Г.Рейхард
(1758–1837) полагал,
что Карсидава – это современный город Хырлеу (Hrleu) неподалеку от Ясс; Patridava
– Пятра-Нямц (Die Stadt
Piatra an der Moldavischen Bistritza); Arcobadara – Старый Орхей; Трифулум – Тыргу-Фрумос (Tirgul-Fromosz)
– Christian Gottlieb Reichard. Sammlung kleiner Schriften aus dem Gebiete der
mathematischen und alten Geographie. Guns, 1836. C.196-197. Смотри также Neue allgemeine geographische undstatistische ephemeriden, Том 19. Weimar. 1826. С. 134 (широта и долгота
указанных нами городов – на с.115).
[15] Гомер. Иллиада. XXI, 86.
[17] Далее Страбон пишет (кн. XII, VIII, 4): «Эти племена Гомер
изображает союзниками троянцев, но не пришельцами с противоположного [т.е., из Европы]
материка». Отмечу, что по тем фрагментам (их всего три), где Гомер упоминает о
кавконах, невозможно определить с какого материка они пришли к Трое.
[19] Вопрос о западных границах
Скифии подробно рассмотрен в книге Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. «Народы
нашей страны в «Истории» Геродота». М. «Наука». 1982.
[21] Гимбутас М. Славяне. 1971.
«Исследования последних десятилетий показали, что протоиндоевропейцы некогда
мигрировали в Европу и на Ближний Восток из степей Евразии. По мере расширения
зоны расселения племен и их продвижения на запад происходила дифференциация
более или менее однородной протокультуры и протоязыка. Первое перемещение из
Южной России на Украину и в бассейн нижнего Дуная произошло не позднее 4000 г.
до н. э. и повторилось в миграциях и опустошении прибрежных территорий
Эгейского моря, Средиземноморья и Анатолии, происходивших около 2300 г. до н. э.».
Распространение культуры Винча на юг и феномен культуры Димини в Фессалии в
какой-то степени подтверждает некоторые выводы М.Гимбутас о направлении
миграций в Европу.
[22]
О колонизации племенами Северо-Западного Причерноморья Западной Анатолии
сообщает Страбон (XII, VIII): «Мисия Олимпена,
которая примыкает к Вифинии и к Фригии Эпиктет; она, по словам Артемидора,
была колонизована мисийцами, жившими по ту сторону Истра; и другая
Мисия — около Каика и Пергамены, простирающаяся до Тевфрании
и устьев этой реки».
[23]
Согласно гипотезе А.Клесова, носители индоевропейского
языка R1a из Малой Азии прибыли на Балканы в 7 тыс. до н.э. Позже часть их проникла
в Карпато-Днестровье.
По мнению Клесова, представители Ямной культуры не были носителями
индоевропейского языка, как предполагали М.Гимбутас и ее сторонники в этом
вопросе.