Translate

понедельник, 6 августа 2018 г.

Племена древней Дакии и Троянская война






24 мая 2018 года была опубликована статья «Что знал Гомер о Молдавии», где вкратце представлены сведения Клавдия Птолемея о племени кавконов в Дакии и возможная связь их с кавконами, упоминаемыми Гомером и другими древнегреческими источниками. Эти факты, несомненно, требуют всестороннего изучения и объяснения.

Реконструкция истории древней Молдавии со времен ее великолепного энеолита, известного нам сегодня по градостроительным инновациям, развитой агрономии, самобытной культуре, проявленной в мистических рисунках, символических орнаментах, многочисленных предметах кукутень-трипольской археологической культуры – достойная и важная задача для специалистов и всех любителей древностей нашей страны.

В IX веке до новой эры ставший впоследствии знаменитым древнегреческий поэт Гомер в своей бессмертной поэме Илиада, описывая Троянскую войну, отмечал:

К морю кариян ряды и стрельцов криволуких пеонов,
Там же лелегов дружины, кавконов и славных пеласгов;
Около Фимбры ликийцы стоят и гордые мизы,
Рать фригиян колесничников, рать конеборцев меонян
(кн. X)

В этих строчках Гомер упоминает в одном ряду дружины лелегов, кавконов и пеласгов.

Откуда родом кавконы Гомер не уточняет. По сведениям Геродота, кавконы жили в городе Пилос в Мессении, и были потомками царя Кодра[1]; а Страбон отмечал, что кавконы обосновались в Элиде (Elis) – особо подчеркнем, что здесь находится область Triphilia (Трифилия)[2], о которой речь пойдет далее. Однако во времена Страбона кавконов в Греции уже не было[3].

Где же первоначальная родина этих кавконов? Жили ли они и как долго в указанных областях древней Греции, а также в Пафлагонии до Троянской войны или заселили Пелопоннес и Северо-Западную Анатолию после нее – вот в чем вопрос. Для нас он представляет чрезвычайно большой интерес в связи с упоминанием Клавдием Птолемеем о кавконах в древней Дакии.

Поэтому уделим внимание кавконам Дакии, их связи с кавконами Пелопоннеса и Пафлагонии, племенами лелегов, пеласгов, а также гализонов.

О кавконах Северо-Западной Анатолии
Упоминание Гомером в одном ряду лелегов, пеласгов и кавконов – не случайно. Все они были, как писал Страбон, кочевниками; лелеги возводили погребальные курганы, что может указывать на их связь с Усатовской археологической культурой или ямной археологической культурой. «О кав­ко­нах суще­ст­ву­ет мно­го рас­ска­зов. Так, их счи­та­ют, подоб­но пелас­гам, аркад­ским пле­ме­нем[4] и, как и пеласгов, коче­вым пле­ме­нем. Во вся­ком слу­чае Гомер гово­рит, что они при­бы­ли в Трою как союз­ни­ки тро­ян­цев; но поэт не сооб­ща­ет, откуда; по-види­мо­му из Пафла­го­нии, ибо в Пафла­го­нии есть пле­мя, назы­ва­е­мое кав­ко­ни­а­та­ми, на гра­ни­це с обла­стью мари­ан­ди­нов, кото­рые сами так­же пафла­гон­цы», - отмечал Страбон[5].

Кавконы Дакии
Кавконы упоминаются во II веке новой эры великим географом из Александрии (где находилась крупнейшая библиотека античного мира) Клавдием Птолемеем среди народов Дакии, а точнее – будущего Молдавского княжества и Трансильвании[6]

Фрагмент карты Г.Меркатора, 1584 г. Карта создана по описанию географа Клавдия Птолемея во II веке новой эры.

Аммиан Марцеллин в IV веке новой эры упоминает о земле кавков – Кавкаланде в древней Молдавии и Трансильвании, где в его время обосновались готы[7]. Также известно, что Карпатские горы называли Кавкасийскими[8]. Очевидно, что упомянутые топонимы связаны с этнонимом кавконы[9].

Кавконы – потомки царя Кодра?
Неясно, каким образом упоминаемые Геродотом кавконы были потомками царя Кодра (правил с 1089 по 1068 г. до н. э.)[10], ведь он жил почти на тысячу лет позже Троянской войны. Или Геродот знал другого царя Кодра, имя которого, быть может, связано с названием древнего леса Кодры в Молдавии?[11]   

Трифулум, Трифилия, Трифешты
На некоторых географических картах, реконструирующих сведения Птолемея, в лежащей между средним течением Прута и Днестра области Кавконов, т.е. в современной Молдавии, отмечен населенный пункт Triphulum (Трифулум). Интересно, что современное село Трифешты в Республике Молдова (Резинский район) находится как раз на месте Трифулума, который нанес Г.Меркатор на свою карту согласно описанию Птолемея. В свою очередь, древнемолдавский Трифулум – это калька пелопоннесского топонима Трифилия.

На карте Меркатора рядом с древнемолдавским Трифилумом отмечены населенные пункты: Carsidava (в изданиях Птолемея до 1530-х годов окончания -dava встречаются в форме -dana, например, Carsidana), Patridava, Arcobadara. Отмечу, что топоним Carsidava, возможно, сохранился в названии современного села Коржево на правом берегу Днестра в Молдавии[12]. Arcobadara по мнению немецкого картографа Х.Г.Рейхарда – это Старый Орхей[13]. В ходе последней экспедиции Молдавского историко-географического Общества, была обсуждена гипотеза о локализации Аркободары в современном Алчедаре, где найдены гетские материалы IIIII вв. до н.э.

На месте раскопок в Алчедаре (древняя Аркобадара?).
Разные точки зрения по обсуждаемому нами вопросу объединяет факт локализации всех выше упомянутых городов в Молдавии.

Лелек и лелеги
На некоторых географических картах XVI–XVIII веков в Трансильвании, неподалеку от границы с Молдавским княжеством, отмечен город S.Lelek, в названии которого ясно читается сходство с этнонимом лелеги[14]. 

Трансильванская земля Альтланд, река Альт и царь лелегов Альт
Неподалеку от города S.Lelek находится исток реки, называемой в древности Aluta или Alt – современный Олт. В Трансильвании на правом берегу среднего течения этой реки существовала область Altland. Интересно, что топоним Alt встречаются как этноним у Гомера, упоминавшего о царе лелегов по имени Альт: 

Матерь меня Лаофоя,
дочь престарелого
Альта, —
Альта, который над
племенем царствует
храбрых лелегов[15]
(Ил. XXI, 86)

Арджеш в Дакии и Аргос в Пелопоннесе
Название города Argisch (современный город Куртя де Арджеш) в Трансальпинии схоже с названием Аргоса – Пеласгии, хорошо известной нам сегодня как Пелопоннес[16].

Загадка кавконов
Прибыли ли кавконы на помощь Трое из древней Дакии или же они обосновались на Балканах и в Пафлагонии задолго до Троянской войны, либо они обосновались в Дакии после Троянской войны – вопрос, который остается открытым.

В этом контексте важно сообщение Страбона о древней стране кавконов в Европе: «Втор­же­ния и пере­се­ле­ния про­ис­хо­ди­ли глав­ным обра­зом в эпо­ху Тро­ян­ской вой­ны и после это­го вре­ме­ни, когда вар­ва­ра­ми и гре­ка­ми овла­де­ла пря­мо какая-то страсть к захва­ту чужих земель. Впро­чем, такие явле­ния были и до Тро­ян­ской вой­ны. Ведь и тогда суще­ст­во­ва­ло пле­мя пеласгов, так же как кав­ко­нов и леле­гов. Как я уже ска­зал выше, в древ­но­сти они часто блуж­да­ли по мно­гим местам Евро­пы»[17].

В этих строках ясно указано, что кавконы до Троянской войны жили в Европе, а их топонимический след, отмеченный Клавдием Птолемеем, ведет в Дакию. Тем более, что в другом месте Страбон пишет, что некоторые считали кавконов скифами[18], а Дакия (или ее восточная часть), как известно, считалась Скифией[19].

Страбон отмечает, что кавконы и ализоны (в которых некоторые исследователи видят предков галичан, т.е. русских, живших по соседству с кавконами у границ древней Дакии) были неизвестными для Гомера народностями[20].

Перенесенные топонимы
Совокупность вышеприведенных фактов о тождественности топонимов и этнонимов Дакии, Пелопоннеса и Пафлагонии свидетельствует о связи между ними.

В контексте известных гипотез о движении ямников[21], есть основания предполагать, что кавконы, лелеги и пеласги или их предки прибыли на Балканы и в Малую Азию из древней Молдавии, т.е. из западной Скифии – они-то и перенесли топонимы со старых мест обитания в новые[22]. Часть из них обосновалась в Греции и Пафлагонии.

Однако, направление движения носителей вышеуказанных топонимов могло быть и в обратную сторону – по маршруту Малая Азия (Анатолия) – Балканы – Карпато-Днестровье. Этот процесс, очевидно, протекал одновременно с образованием известных культур на Балканах и к северо-востоку от Дуная, т.е. как минимум 6 тыс. лет до н.э.[23]


[1] Геродот, кн.I.
[2] Страбон, кн. VIII, III, 11. С.325.
[3] Страбон. С.293.
[4] Аркадия – область в центральном Пелопоннесе
[5] Страбон, VIII, III, 17
[6] Кавконы в изданиях Птолемея на латинском языке – caucoensij.
[7] Аммиан Марцеллин (330–395). Римская История (Res Gestae [378 г.н.э.]). Кн. XXXI, 4.12.
[8] См., например, ПВЛ: «на полунощныя страны, Дунай, Днепръ и Кавькасийскыя горы, рекше Угорьскыя».
[9] Этноним кавконы в форме кавки также является калькой германского этнонима хавки. На кельто-германскую принадлежность многих племен Дакии, о которых упоминал Птолемей, указывали многие исследователи. «Но были ли они все действительно даками или под этим термином скрываются и фракийские, и германские, и славянские племена? Ответить однозначно утвердительно вряд ли возможно, хотя все говорит за это», - отмечала Ю.К. Колосовская в своей книге «Рим и мир племен на Дунае», с. 95. Упоминал хавков и Птолемей, что, впрочем, не препятствует отождествлению кавконов и хавков.
[10] Геродот, I, 147.
[11] Идет ли здесь речь о факте контаминации или заимствовании греками более древнего «варварского» топонима?
[12] Один из районов расположенного на правом берегу Днестра города Дубоссары также носит название Коржево – ранее село. Известно и другое село Коржево к югу от Пуркар.
[13] Попытки связать современные населенные пункты с указанными в Дакии Птолемеем, предпринимались давно. Например, Д. Кантемир на полях рукописи «Описание Молдавии» написал: «Как нам кажется, Хотин соответствует Трифуле или Аркободаве древней Дакии, если Клепидава, как полагает Матей Претор, соответствует Каменцу, хотя он (Хотин) расположен на южном берегу Днестра, а не на северном». Затем это замечание автор зачеркнул.
M. De Felice. Encyclopedie ou dictionnaire universel. Том 54. 1775. Yverdon. С.231 (здесь приводится точка зрения Lazius, согласно которой Carsidava – это город Kuryma). По мнению немецкого географа и историка Конрада Маннерта (1756–1834), Карсидава – это современная Сучава – Konrad Mannert. Geographie der Griechen und Römer aus ihren Schriften dargestellt, T. 4. Nurnberg, 1795. С.214. Немецкий картограф Х.Г.Рейхард (1758–1837) полагал, что Карсидаваэто современный город Хырлеу (Hrleu) неподалеку от Ясс; Patridava – Пятра-Нямц (Die Stadt Piatra an der Moldavischen Bistritza); Arcobadara – Старый Орхей; ТрифулумТыргу-Фрумос (Tirgul-Fromosz) – Christian Gottlieb Reichard. Sammlung kleiner Schriften aus dem Gebiete der mathematischen und alten Geographie. Guns, 1836. C.196-197. Смотри также Neue allgemeine geographische undstatistische ephemeriden, Том 19. Weimar. 1826. С. 134 (широта и долгота указанных нами городов – на с.115).
[14] В латиноязычных источниках – lelegum, lelex, lelegas.
[15] Гомер. Иллиада. XXI, 86.
[16] Страбон, V, II. С. 221. Страбон, VIII, VI, 5. C.351-352.
[17] Далее Страбон пишет (кн. XII, VIII, 4): «Эти племена Гомер изображает союзниками троянцев, но не пришельцами с противоположного [т.е., из Европы] материка». Отмечу, что по тем фрагментам (их всего три), где Гомер упоминает о кавконах, невозможно определить с какого материка они пришли к Трое. 
[18] Страбон, XII, III, 5.
[19] Вопрос о западных границах Скифии подробно рассмотрен в книге Доватур А.И., Каллистов Д.П., Шишова И.А. «Народы нашей страны в «Истории» Геродота». М. «Наука». 1982.
[20] Страбон, кн.XIV, IV, 23: «Го­мер на­зы­ва­ет в «Спис­ке» пле­ме­на тро­ян­цев и так на­зы­ва­е­мых те­перь па­фла­гон­цев, ми­сий­цев, фри­гий­цев, ка­рий­цев и ли­кий­цев, за­тем мео­ний­цев вме­сто лидий­цев и дру­гие неиз­вест­ные на­род­но­сти, как на­при­мер га­ли­зо­нов и кав­ко­нов».
[21] Гимбутас М. Славяне. 1971. «Исследования последних десятилетий показали, что протоиндоевропейцы некогда мигрировали в Европу и на Ближний Восток из степей Евразии. По мере расширения зоны расселения племен и их продвижения на запад происходила дифференциация более или менее однородной протокультуры и протоязыка. Первое перемещение из Южной России на Украину и в бассейн нижнего Дуная произошло не позднее 4000 г. до н. э. и повторилось в миграциях и опустошении прибрежных территорий Эгейского моря, Средиземноморья и Анатолии, происходивших около 2300 г. до н. э.». Распространение культуры Винча на юг и феномен культуры Димини в Фессалии в какой-то степени подтверждает некоторые выводы М.Гимбутас о направлении миграций в Европу.
[22] О колонизации племенами Северо-Западного Причерноморья Западной Анатолии сообщает Страбон (XII, VIII): «Ми­сия Олим­пе­на, кото­рая при­мы­ка­ет к Вифи­нии и к Фри­гии Эпи­к­тет; она, по сло­вам Ар­те­ми­до­ра, бы­ла ко­ло­ни­зо­ва­на ми­сий­ца­ми, жив­ши­ми по ту сто­ро­ну Ис­т­ра; и дру­гая Ми­сия — око­ло Ка­и­ка и Пер­га­ме­ны, про­сти­раю­ща­я­ся до Тев­фра­нии и устьев этой ре­ки».
[23] Согласно гипотезе А.Клесова, носители индоевропейского языка R1a из Малой Азии прибыли на Балканы в 7 тыс. до н.э. Позже часть их проникла в Карпато-Днестровье. По мнению Клесова, представители Ямной культуры не были носителями индоевропейского языка, как предполагали М.Гимбутас и ее сторонники в этом вопросе.



суббота, 16 июня 2018 г.

Как выглядел Стоунхендж в XVII веке

Стоунхендж, ок. 1645 г.

Стоунхендж мегалитическое сооружение эпохи неолита или бронзового века на юге Англии. Стоунхендж представляет собой комплекс мегалитов, расположение которых в 1901 было изменено, а некоторые камни реставрированы. Реставрация Стоунхенджа продолжалась и в последующие годы, о чем можно прочитать в многочисленных публикациях.

Конечно, было бы интересно сравнить как выглядел Стоунхендж задолго до современной реставрации. Один из самых ранних сохранившихся и доступных рисунков Стоунхенджа относится к сороковым годам XVII века, он впервые напечатан предположительно в Амстердаме в 1645 году. На этом рисунке есть надпись на латинском языке, в которой, в частности сообщается, что вес некоторых камней, называемых Corsestones, достигает 12 тонн, высота – 24 фута, а толщина – 7 футов (1 английский фут равен ок. 0,3 м.). Эти камни обозначены буквой А. Вес других камней составляет порядка 6–7 тонн – отмечены буквой B. Также на рисунке обозначено место, где были найдены человеческие кости буква С.

Сохранилось изображение Стоунхенджа в книге английского историка и археолога Вильяма Кемдена "Britain: Or, A Chorographicall Description of the Most Flourishing Kingdomes, England, Scotland, and Ireland..." (1610 г.). 

Стоунхендж, 1610 г.
 

понедельник, 12 марта 2018 г.

Пеласги в Дакии

Рыбница. Лебеди на Днестре, 2018 год.

В 1825 году была издана книга замечательного русского историка, археолога Александра Дмитриевича Черткова "Фракийские племена, жившие в Малой Азии".  Его взгляд на древнюю историю Северо-Западного Причерноморья не утратил своей актуальности и сегодня. Чертков считал, что древние пеласги обосновались в Карпатах, в будущей Дакии под именем словен, а древние греки называли их на своем языке лебедями - Pelargi.

"Фракийские племена уже за пять веков до Р. Х. имели образованные государства (царства Македонян, Бодричей, Гетов), то есть в ту отдалённую эпоху, когда имя Кельтов мало было известно, в летописях народных, а о Тевтонах совсем ещё не упоминалось. Фраки заняли теплейшую и плодоноснейшую страну, в сравнении с Кельтами и Тевтонами. Это также доказывает, что Фраки имели право выбора и, нашед ее никем не занятую, до самого Дуная, первые в ней основались. Пелазги были предки, прародители Фраков, ибо везде, где жили первоначально Пелазги, в позднейшее время упоминаются Фраки. Пелазги были древнейшие из всех племён Фракийских. Известно, что название Пелазги никогда не было собственным, общим именем этого народа. Греки так назвали Пелазгов от их обычая переходить, из одной страны в другую; ибо Pelargi, по-гречески, значит лебеди, а эта птица часто переменяет своё местопребывание. Пелазги, как известно, населили Грецию и Италию, а Фракийские племена, в начале ограничившиеся течением Дуная, потом перешагнули его, основались в Дакии, водворились на Карпатах (уже под собственным именем Словен), заняли Балтийское Поморье и  населили наше громадное отечество, до самой Америки". (Чертков, с.2).


Рыбница. Лебеди на Днестре, 2018 год.


среда, 25 октября 2017 г.

Связной луч Зевса

Днестр

3900-2700 до н.э. Archaeological Museum in Krakow
Речку Серет, тот Серет, что впадает в Днестр, словно веточку какой-нибудь смородины, ягодами облепили многочисленные села Подолья Красной Руси. Рядом с одним из них – селом со сказочным названием Бильче-Золотое – археологи нашли многочисленные предметы Трипольской культуры. Среди них у древних поселенцев наших краев был найден особенный – тот, который удивительным образом сохранился на гербах Молдавского княжества и Подолья. Этот артефакт свидетельствует о непрерывных мистических связях на нашей Земле.